О компании Новости Акционерам и инвесторам Передача показаний Потребителям Вакансии Закупки Контакты Вопросы и ответы
Реформа ЖКХ
Главная страница :: О компании

О компании

История создания тульского Водоканала.

 

            В ХIХ веке даже в обильной «водоисточниками» Туле дело с водоснабжением обстояло неблагополучно. Река Упа была запружена для Оружейного завода, вследствие этого половина города имела стоячую воду, сильно загрязнявшуюся многочисленными фабриками и заводами. Жителям приходилось пользоваться колодцами, имевшимися в большом количестве. Однако, дворовые нечистоты и отхожие места убирались плохо, происходило заражение почвы и грунтовых вод, поэтому вода в колодцах описывалась так: «не хороша, густа, болотиста и содержит запах неприятный». Кроме использования колодцев и реки, воду покупали у водовозов. Только в непогоду водовозы не появлялись на многих улицах – в страшной тульской грязи они не могли проехать. Из-за использования некачественной воды в Туле ежегодно свирепствовали эпидемии, и водопровод был жизненно необходим.

       

Вопрос об устройстве водопровода в Туле впервые подняли после пожара 1834 г., когда сгорело около 800 домов.

При городской Думе из депутатов всех сословий был образован комитет, рассматривавший проекты на строительство водопровода. В течение нескольких десятков лет велась переписка с различными инстанциями, продолжался поиск средств, испытывались на «неиссякаемость» воды Рогожинского, Надеждинского, Никольского и других колодцев, уходили годы ….

 «Каждый раз, как возбуждался в городской Думе вопрос о водопроводе, все рассуждения и прения по этому вопросу обыкновенно заканчивались тем, что вопрос оставался «открытым» до более или менее отдаленного будущего» – писали об этом «Тульские епархиальные ведомости».

         Вопрос о водопроводе в Туле был уже таким застарелым, что для изменения ситуации нужен был серьезный повод. Такой повод случился в 1891 году – в России разразился страшный голод, за которым последовала эпидемия холеры, вместе они унесли жизни 400 тыс. человек.

         Естественно, после эпидемии тульскими городскими властями были предприняты решительные шаги в направлении строительства городского водопровода, а  инициатором строительства стал санитарный врач Белоусов Петр Петрович.

         11 июня 1891 г. городская Дума, «для того, чтобы подвинуть вперед дело обустройства водопровода в Туле, избрала особую Комиссию, которой, совместно с городской Управой  поручила немедленно распорядиться пригласить кого-либо из опытных техников для составления проекта на устройство водоснабжения в городе».

          Была сделана «надлежащая публикация» и 27 июня 1891 г. составление проекта поручили Михаилу Ивановичу Алтухову, известному в те годы инженеру, главному технику петербургских водопроводов (именно так говорили в то время "водопроводов»).

           «Тульская Городская Дума в заседании своем 06 июля 1892 года приняла проект М.И.Алтухова и направила его на утверждение в Министерство Внутренних Дел».

          В 1892 году был создан строительно-водопроводный капитал.

          18 февраля 1893 года председателем строительно-водопроводной комиссии был избран  городской Голова Федор Григорьевич фон Гилленшмидт, купец I гильдии, действительный статский советник, основатель Тульского патронного завода.

           «Благодаря энергии Гилленшмидта найдены и средства, и  выгодный строитель, – писали в феврале 1893 года «Тульские губернские ведомости», – и уже в конце этого года Тула будет иметь обильную, здоровую и дешевую воду».

         Надо отдать должное, новый состав  комиссии действовал быстро и решительно, это видно по датам дальнейших событий.

         Из доклада Тульской городской Управы и строительно-водопроводной комиссии, 06 апреля 1893 года направленного в городскую Думу:

         «Закончив все подготовительные работы по вопросу об устройстве водопровода в Туле, комиссия имеет честь представить на благоусмотрение Думы:

     а) проект контракта с Торговым Домом Бр. Бромлей и Ко на устройство водопровода;         

     б) общую ведомость расчетов стоимости устройства водопровода;

     в) объяснительную     записку     городского     инженера     капитана П.В.Нефедова по дополнительным работам;

     г) заявления  инженера  Е.К.Кнорре  по вопросу о количестве и качестве воды буровых колодцев для водопровода».        

          Уже через неделю, 13 апреля 1893 года Городская Дума рассмотрела доклад и «после долгих прений, происходивших посему предмету между гласными, городская Дума единогласно определила – … проект контракта утвердить, уполномочить городского Голову Ф.Г. фон Гилленшмидта на подписание Контракта».

         15 апреля  1893 года Контракт на строительство водопровода в г.Туле с Торговым домом Бр. Бромлей и Ко на общую сумму 269 942 рубля был подписан.

            Окончание строительства водопровода  по контракту было установлено 15 ноября 1893 года.

      Непосредственное руководство за ходом строительства было поручено инженеру Евгению Карловичу Кнорре: он вошел в русскую историю как гениальный строитель железнодорожных мостов (в 1900 году за разработки в этой отрасли получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже), а также как автор первого проекта московского метрополитена (1902).

         Начинается активное строительство водопроводных сооружений. Сотни рабочих работают на рытье траншей (норма на 1 землекопа – 6 м3 за 12-ти часовой рабочий день) и укладке чугунных труб. Перекопаны улицы: Рождественская (К.Маркса), Зайкова (Осташева), Вознесенская (Пролетарская), Посольская (Советская), Киевская (проспект Ленина), Миллионная (Октябрьская) и другие.

        25 мая 1893 года состоялась закладка «водоподъемного здания» на пересечении Рождественской и Зайковой улиц (ул. К.Маркса, 28), торжества закончились завтраком в Кремлевском саду, где всех угощал уже бывший глава города, но снова гласный Тульской городской Думы фон Гилленшмидт.

       В котельном отделении «водоподъемного здания» устанавливаются два паровика (котла) системы Бютнера, в машинном отделении – две паровые машины системы «Компаундъ», каждая из которых приводит в движение два насоса системы Вартингтона.

       Для собирания воды устроено водосборное сооружение Бруклинской системы, состоящее из четырех буровых скважин диаметром в 6 дюймов. Одна из этих скважин находилась в котельном отделении водоподъемного здания, остальные три – на ул. Рождественской.

        Напротив «тюремного замка» (ул. Жаворонкова) возводится водонапорная башня с железным баком емкостью 15 044  ведра воды для обеспечения равномерной работы машин и избегания толчков и гидравлических ударов в трубах.

        Построено 10 водоразборных будок, которые  состояли из сеней и жилой комнаты. В каждой будке находился счетчик отпущенной воды, с наружной стороны каждой будки – длинная труба. Вода выдавалась из будок с трех сторон: в бочки – для водовозов, в корыта – для водопоя лошадей, в ведра и бидоны – для горожан

         С 5 по 9 декабря 1893 г. уполномоченные городской Думы  вместе с инженером-механиком Карельским К.П. и поверенным торгового дома Бр.Бромлей и Ко Бирюковым И.И. произвели освидетельствование построенного водопровода. Несмотря на ряд недоделок,  уполномоченные предложили Думе немедленно открыть водопровод.

         22 декабря 1893 г. состоялось заседание Тульской городской Думы, которая согласилась с предложением уполномоченных.

        Водопровод был включен в работу на следующий же день – 23 декабря 1893 г.

       

        В далеком 1893 году «всех жителей города Тулы, как оказалось по проведенной однодневной переписи, было до 86 тысяч человек» и тогда небольшое водопроводное хозяйство города составляли:

 - 20,3 км магистральных сетей,

 - 4 артезианских скважины в черте города, две паровые машины и четыре насоса, которые    поднимали 2 тыс.м3 воды в сутки.

 

        События начала ХХ века – первая мировая война, революция и гражданская война отодвинули продолжение благоустройства нашего города, первая очередь городской канализации была построена только в 1926-28г.г.

        Шли годы, расширялась, расстраивалась Тула, а вместе с ней, как в кровеносной системе живого организма, разрастались и «сосуды», «капилляры» – сети водоснабжения и канализации.         

       Что же такое современный тульский Водоканал? Это большое предприятие с  многочисленными объектами:

- 305 артезианских скважин;

- 31 водопроводная насосная станция;

- 22 канализационных насосных станции;

- 6 станций обезжелезивания;

- 41 резервуар запаса чистой воды общей емкостью 140 тысяч кубометров;

- 1312 километров сетей водопровода;

- 606 километров сетей канализации.

        В настоящее время в город ежедневно подается до 220 тыс.м3 воды, а насосными станциями канализации перекачивается до 180 тыс.м3 стоков.

 

       Если в начале своей истории Водоканал обходился землекопами для рытья траншей и котлованов, лошадками, запряженными в телеги, для перевозки грузов и бригад водопроводчиков, то сейчас в АО «Тулагорводоканал» имеются высокопроизводительные экскаваторы, энергокомплексы, производящие откачку воды и одновременно являющиеся электросварочными агрегатами, техника для разработки мерзлого грунта, машины для промывки канализационных коллекторов и другая техника; используется энергоэффективное насосное оборудование ведущих российских и зарубежных производителей, внедрены станции управления с частотным регулированием, а компьютерная сеть предприятия позволяет удаленно контролировать и управлять насосным оборудованием водозаборов и насосных станций канализации с рабочего места диспетчера за пару минут. Предприятие одним из первых в РФ избавилось от опасных производственных объектов – хлораторных со складами хлора, перейдя на обеззараживание питьевой воды и очищенных сточных вод гипохлоритом натрия.

            Когда-то сравнительно небольшой тульский водопровод  обслуживался коллективом в 30 человек, в настоящее время АО «Тулагорводоканал» – это большой профессиональный коллектив, насчитывающий более 1600 работников.

             И независимо от формы собственности, политического и экономического  положения в стране, во все времена, даже в годы Великой Отечественной войны, тульский Водоканал продолжал устойчиво работать, обеспечивая горожан питьевой водой и отводя стоки.

             Эта ежедневная, круглосуточная вахта, незаметная в своей обыденности, но бесценная по значимости для жизнеобеспечения города – верное служение АО «Тулагорводоканал» на благо туляков!

2008-2017 © АО "Тулагорводоканал"